Исследование Thomson Reuters: каждая четвертая деловая женщина в России и странах СНГ сталкивалась с проявлениями дискриминации на рабочем месте

По результатам опроса компании Thomson Reuters, каждая четвертая деловая женщина в России и странах СНГ время от времени сталкивается с проявлениями дискриминации на работе (27.7% опрошенных). При этом примерно 28% опрошенных отметили дискриминацию по уровню занимаемой должности, 18.24% - по возрасту и 11.5% по половому признаку.

Москва, 6 марта, 2018 – Компания Thomson Reuters, глобальный поставщик решений для бизнеса и профессионалов, опубликовала результаты исследования, проведенного в преддверии Международного женского дня. Компания опросила работающих женщин в России и странах СНГ, чтобы оценить состояние равноправия на рабочем месте.

В опросе приняли участие больше 150 женщин: жительницы Казахстана (33.11%), РФ (20.95%), Азербайджана (19.59%), Республики Беларусь (7.43%), Таджикистана (5.41%), Грузии (4.05%), Армении (3.38%), Украины (4.05%), Узбекистана (1.35%). В исследовании участвовали около 150 женщин. По уровню занимаемой должности респондентки распределились следующим образом: специалисты (46.62%), руководители отделов (39.86%). Среди них представители топ-менеджмента (13.51%).

Основные выводы исследования:

  • Более двух третей опрошенных женщин (72.3%) никогда или почти никогда не сталкивались с дискриминацией в своей компании;
  • Те, кто сталкивался с проявлением дискриминации, отмечают дискриминацию по уровню занимаемой должности (27.7%), по возрасту (18.24%) и гендерную дискриминацию (11.49%);
  • Более двух третей опрошенных (64.86%) считают, что у женщин и мужчин равные возможности, однако 27.03% отмечают, что у женщин меньше возможностей.  При этом 37.84% отметили, что процент женщин в топ-менеджменте их компаний составляет менее 25%;
  • Больше половины опрошенных считают, что равенство пока не является приоритетом для бизнеса в их стране;
  • Только менее трети (29.73%) опрошенных сталкивалась с явлением стеклянного потолка (glass sailing) в карьере;
  • Почти каждая пятая женщина (18.24%) отметила давление консервативного уклада в обществе или в семье;
  • Почти треть опрошенных (32.43%) верят, что хотя пока развитие равноправия на рабочем месте не является приоритетом для большинства бизнесов, оно станет таковым в ближайшем будущем, а более половины считают, что для достижения полного равноправия потребуется менее 100 лет (54.05%).

Текущее состояние равноправия по разным признакам (diversity)

По результатам исследования, 27.7% респонденток сталкивались с дискриминацией на работе или знают о таких случаях. Большинство отметили авторитарный стиль управления (27.7%), дискриминацию по возрастному (18.24%) и половому (11.49%) признакам.

Интересно, что по результатам исследования Thomson Reuters, проведенного в 2017 году среди представительниц российских компаний, примерно то же количество отметило случаи проявления дискриминации на рабочем месте (21%), но примеры распределились следующим образом – дискриминация по половому признаку (31%), авторитарный стиль управления (31%), а также дискриминация по возрастному признаку (13%).

Более половины опрошенных отметили, что их компании в той или иной степени способствуют развитию равноправия на рабочем месте (50.68%), в то же время более трети (33.78%) заявили, что их компании делают все возможное для развития равноправия на рабочем месте.  При этом 48.65% опрошенных уверены, что их организации должны делать больше для развития равноправия по различным признакам.

Более половины утверждают, что топ-менеджеры редко или практически никогда не поднимают вопросы равноправия в компаниях (52.03%), примерно четверть (23.65%) отмечают, что обсуждения носят разовый характер, и только в 14.19% случаев отмечены регулярные коммуникации.

Среди инструментов, нацеленных на развитие равноправия в компаниях, поровну голосов получили создание рабочих групп, в которых сотрудники разных подразделений решают одну общую задачу, и программы профессионального развития (по 26.35% каждый), чуть меньшее число отметили коммуникации, нацеленные на различные группы внутри компании (21.62%).

Более половины верят, что, хотя равноправие не является приоритетом для бизнеса, оно станет таковым в ближайшее время (53.06%), при этом более трети (34.01%) считают, что равноправие уже стало приоритетом для бизнеса и это уже принесло свои плоды.

При этом, важность развития равноправия отметили 83.11% респонденток, 42.57% опрошенных уверены, что развитие равноправия влечет за собой увеличение прибыли и достижение бизнес результатов, что соответствует ранее проведенным исследованиям Reuters Foundation. 30.41% считают, что равноправие на рабочем месте служит усилению репутации компании.

Будущее равноправия

Почти треть опрошенных считают, что в ближайшем будущем равноправие станет приоритетом для бизнеса, хотя и не является таковым сейчас (32.43%), чуть меньшее количество опрошенных считает, что уровень равноправия пока останется на том же уровне, что и сейчас (29.73%), в то время, как чуть больше четверти опрошенных (26.35%) считают, что равноправие уже является приоритетом и продолжит развиваться в ближайшем будущем.

Более половины (54.05%) считает, что потребуется менее 100 лет для достижения полного равноправия, при этом примерно треть (34.46%) считают, что равноправие уже существует, а 7.43% опрошенных уверены, что для достижения равноправия потребуется от 100 до 200 лет.  Наиболее пессимистические прогнозы строят 4% опрошенных, они считают, что до того момента, когда люди станут равноправны на рабочем месте, пройдет более 200 лет.  Интересно в этой связи отметить, что Международный экономический форум в своем отчете Global Gender Gap Report отводит на достижение гендерного равноправия 217 лет.